|
22 апреля сего года журнал CRN/RE опубликовал результаты конкурса «25 лучших российских региональных ИТ-компаний». Из нашего региона в число лучших вошла одна-единственная компания, хорошо известная на корпоративном рынке, но отнюдь не розничному покупателю.
Компания «2К» специализируется в области сетевой интеграции и предоставляет клиентам услуги по проектированию и установке локальных сетей, созданию систем бесперебойного электропитания и установке офисных АТС. Заметная доля бизнеса компании приходится на госструктуры — в последние годы компания побеждала практически во всех тендерах, в которых участвовала. Среди последних крупных работ «Фирмы 2К» фигурируют участие в строительстве «Пивоваренного завода «Балтика», модернизация сети УМНСРФ по Хабаровскому краю, проектирование и создание информационных сетей правительства Хабаровского края и регионального центра МЧС. Компания участвовала в поставках в Дальневосточный федеральный округ техники по проектам «Дети России» и «Перепись населения». Директор компании, Александр Лященко, в 2001 году вошел в число победителей конкурса «25 лучших управляющих региональных ИТ-компаний».
— Александр, как появилось название компании, и действительно ли оно означает второе тысячелетие?
— Собственно наше название появилось в течение одного дня. Мы занимались компьютерами и коммуникациями, соответственно аббревиатура от этих слов — «КК» — выглядит очень красиво, но на слух воспринимается не совсем благозвучно. По этой же причине мы не стали называться кооперативом, которым по сути являлись, и возникло название «Фирма 2К». Название оказалось очень непривычным, поэтому легко запоминалось. Не обошлось без курьеза — к 2000 году, через десять лет после основания, в Интернете появились миллионы ссылок на «2К», имевших, правда, к нам лишь опосредованное отношение — мы тогда выступали центром компетенции по проблеме 2000.
— Не могли бы вы рассказать немного о том, как появилась «Фирма 2К»?
— Если вернуться к самому началу, то придется рассказать о времени, когда никакой компании еще не было. Были инициативные и деятельные сотрудники Вычислительного центра Дальневосточного отделения Академии наук СССР, которые одними из первых в стране смогли получить персональные компьютеры. Ситуация осложнялась тем, что после Олимпиады-80 из-за сугубо политических соображений было введено эмбарго на ввоз в страну подобной техники. Поэтому, когда в Хабаровск привезли две машины IBM PC XT стоимостью около 12 тысяч долларов каждая, все на них только смотрели, стараясь даже не дышать.
— Сегодняневерится, что те два компьютера могли что-то изменить.
— На самом деле с их получением наши возможности резко возросли. Мы получили возможность решать многие научные задачи именно как программисты, получившие в руки невероятно мощный по тому времени инструмент. С течением времени аналогичные проблемы стали возникать и у других, и к нам стали обращаться за помощью в разрешении сложных и интересных задач такие организации, как Дальлеспром, Сахалин-леспром, Хабаровский и Амурский Агро-пром и другие. Тогда мы были не только самыми передовыми в крае, но и вообще единственными, поэтому круг решаемых проблем был очень широк — по хоздоговорам мы участвовали в проектах в качестве технических экспертов и программистов и разрабатывали прикладные программы для решения практических задач.
— Основным вашим направлением является сетевая и системная интеграция. Можно ли сейчас вспомнить о самом первом шаге в этой области?
— Скорее всего, самый первый шаг — это работа с Дальлеспромом в 1988 году. Дело это было совершенно новое, но у нас был очень большой интеллектуальный потенциал. Оборудование было закуплено в Китае, куда мы ездили, разбирались с вопросом, а потом все привезли, настроили и запустили первую компьютерную сеть в Хабаровске. Потом проекты пошли один за другим — уже выше упомянутые Сахалин-леспром, Амурский Агропром и так далее.
— Удивительно, что все это происходило, когда в стране полным ходом шли политические преобразования.
— Сложности начались, когда перестройка грянула в полную силу, и Академию наук практически перестали финансировать. Остро встал вопрос не только как помочь другим, а как самим продолжать работу — техника устаревает, вычислительные потребности растут, а финансирование прекращено.
Мы стали вести совместную деятельность с компанией «Сонико», которая предоставила нам необходимые средства на приобретение вычислительной техники. Сложилась уникальная ситуация. Оборудование дорогостоящее, у нас своих денег в таком объеме не было, единственным капиталом стало огромное доверие к нам со стороны наших партнеров. Мы работали с очень крупными предприятиями и всегда оправдывали доверие, поэтому нам, образно говоря, просто давали деньги и ждали, когда мы привезем технику и установим ее. Постепенно мы решили свои проблемы, а дальше, наверное, просто втянулись.
— Начало девяностых было не самым благоприятным временем для начала бизнеса.
— Если честно, то мы удержались наплаву только потому, что в компании превалировала интеллектуальная составляющая. Мы предлагали и предлагаем то, что умеем, и чего не умеют другие. Чистая торговля была скорее средством к достижению поставленных целей, а не самоцелью. Мы занимались тем, что было по-настоящему интересным — решали сложные технические задачи, не особо обращая внимания на торговлю, считая, что корпоративный рынок сам приведет нас к широкому розничному клиенту. Мы работали с крупными солидными предприятиями: Госналогслужбой, которой поставили оборудования на миллионы долларов, Налоговой полицией, Региобанком, Промстройбанком, Агропромбанк и другими. Казалось бы, такое количество людей видит компьютеры, видит нашу надежную работу и хорошее отношение, поэтому придет к нам, когда решит купить личный компьютер. Оказалось совсем не так. Там, где мы ставили сети, складывалось вполне ожидаемое отношение — оно работает, не ломается, ну и хорошо, а про нас вспоминали довольно редко, когда что-то выходило из строя, да и то ненадолго, потому что чаще всего ремонт не отнимал много времени.
Мы осуществляем техническую поддержку всего поставляемого оборудования. Вообще сам этот термин трактуется двояко: это и текущее ее техническое сопровождение, и собственно ремонт. Мы обеспечиваем своих клиентов как первым, так и вторым. Прежде чем предложить какое-то оборудование заказчику, мы заключаем соответствующие контракты с компаниями-производителями и осуществляем полноценный сертифицированный сервис. Наш сервисный центр авторизован APC, CTX, ИВК и Kraftway.
— Благодаря вам в Хабаровске появляются передовые технологии, которые зачастую имеют единичные случаи применения в рамках всей страны. Что заставляет вас идти на такие шаги?
— Еще в самом начале мы увидели, что можем делать весьма серьезные в интеллектуальном плане проекты. Вообще все новые высокотехнологические решения появлялись в процессе работы. Наши проекты можно условно разделить на две группы. Во-первых, это когда мы хорошо знаем какое-то оборудование и поставляем его клиенту, обеспечивая полную отдачу от оборудования и решая стоящую пред заказчиком проблему. Бывает и по-другому: клиент приходит и ставит задачу, которую ему нужно решить. Мы ищем пути, и часто для этого приходится использовать те технологии, которые только-только начинают появляться.
Пример — наши беспроводные сети. Дальневосточная железная дорога обратилась к нам за помощью в организации сети в терминале порта Восточный. Железнодорожный и морской терминалы были разделены большими портовыми кранами. Провести оптоволоконное кабельное соединение было очень сложно и дорого, требовалось что-то нестандартное.
Пока обсуждалась проблема, мы нашли решение, использованное студентами одного из американских вузов для связи общежитий и корпусов университета друг с другом. Мы изучили оборудование, закупили его и в кратчайшие сроки решили проблему железнодорожников, а потом предложили это решение всем остальным клиентам. Оно оказалось очень востребованным, и сегодня уже беспроводный доступ используют Казначейство, Горводоканал, Региобанк, Далькомбанк, Внешторгбанк и т.д.
Когда мы запустили свою сеть в работу, по всей России их было меньше десятка. Кстати, одним из первых корпоративных решений была сеть ГИБДД.
— Получается, что вы предлагаете клиентам не столько оборудование, сколько интеллектуальное решение поставленной задачи.
— Совершенно верно, и мы стали первыми в Хабаровске, кто пошел этим путем, хотя были годы, когда мы выживали только за счет торговли оборудованием. Сегодня же значительно выросла доля услуг. По сравнению с 2001 годом, когда спрос на интеллектуальные услуги был очень низким, они приносили компании не более 3% оборота. В 2003 году этот показатель вырос до 24,5%. Сюда входят и прокладка кабельных сетей, и монтаж, и связь, сервис и техподдержка, как интеллектуальная, так и ремонтная.
Клиенты шли к нам не только потому, что цены наши были низкие, но часто обращались за помощью. Сегодня интеллектуальная новизна ИТ-технологий утрачивается, ситуация уже не такая острая, как раньше. Сейчас сети предлагают даже розничные продавцы. Мы в свою очередь идем в розницу, чтобы увеличить сервисные услуги и наращивать оборот.
— Вы имеете в виду, что ИТ-технологии все более входят в массы?
— Сегодня компьютер как таковой все более становится магазинным товаром, продается в универмагах, как обычная бытовая техника. В скором будущем подобное ожидает и сетевое оборудование — компьютерные сети будут такими же естественными, как электропроводка. Поэтому мне кажется вполне нормальным и своевременным, что крупные корпоративные игроки идут в розничную торговлю. Это более естественно, чем
когда компьютеры начнут предлагать продавцы бытовой техники.
— Как получилось, что при таких объемах выполняемых работ средний горожанин даже не подозревает о существовании вашей компании?
— Мы совершенно не занимались саморекламой. Отчасти это упущение, но оно вызвано объективными причинами. Корпоративный рынок нас знал очень хорошо, и в этой области наша репутация шла впереди нас. Неожиданно для себя еще в 2001 году мы попали в число 25 лучших региональных ИТ-компаний России.
Дело еще в том, что средний системный интегратор, каким мы являемся, как правило себя практически не рекламирует, исключения — специализированные издания. До 1999 года на Дальнем Востоке было всего несколько интеграторов, поэтому в рекламе просто не было необходимости. Мы жили без рекламы, потому что, например, банки и другие организации передавали один другому хорошее мнение о нас. Сейчас же происходит смена поколений. Приходят новые компании, которые знают только то, что на виду, поэтому сейчас самое время заявить о себе и предложить потенциальным партнерам интеллектуальную сервисную поддержку. Это выгодно всем сторонам — мы приобретем новых клиентов, а взамен предлагаем немалый опыт и надежность, проверенную временем и всеми кризисами отечественной экономики. В то же время мы стараемся сохранять и старых партнеров, с которыми вместе пережили эти сложные дни. Из наиболее значимых последних событий следует упомянуть договор, который мы заключили с компанией Kraftway. Она, кроме прямых поставок, заинтересована также в субдистрибуции и розничных продажах. В этом наши желания совпадают как нельзя кстати.
— Значит ли это что в ближайшем будущем вы откроете розничный магазин?
— Непременно. Возможно, наша серьезная стратегическая ошибка заключалась именно в том, что этому направлению не уделялось должного внимания. Информационные технологии двигает активная молодежь, такие же одержимые ИТ-технологиями, какими были и мы в самом начале. Естественно, они не сидят дома, а пользуются любой возможностью, чтобы заглянуть в компьютерный салон, почитать журналы, а когда вырастают, идут работать именно в те компании, куда бегали смотреть на компьютеры и где их покупали. Так что розницу необходимо развивать. Мы этого были лишены по очень простой причине — при большом количестве корпоративных заказов у нас не было ни времени, ни необходимости заниматься продвижением розничных продаж. Теперь же, когда происходит все более активное внедрение сетевых технологий в повседневную жизнь даже небольших компаний, придется наверстывать упущенное.
— Я уверен, у вас все получится.
— Мы всегда смотрели в будущее с оптимизмом.
|
|