|
В самом конце прошлого месяца произошло событие, важное не только для одной хабаровской компьютерной компании, но и заметное для всего регионального ИТ-рынка. 22 апреля журнал CRN/RE опубликовал результаты конкурса «25 лучших российских региональных ИТ-компаний». В их числе была названа хабаровская «Фирма 2К». Парадокс заключается в том, что эта компания широкой известностью пользуется лишь на корпоративном рынке, а среднестатистический розничный покупатель о ней практически не слышал. Чтобы восполнить этот пробел, мы взяли интервью у директора «Фирмы 2К» Александра Лященко, который еще в 2001 году вошел в число 25 лучших управляющих региональных ИТ-компаний.
— Александр, не могли бы вы рассказать немного о том, как появилась «Фирма 2К»?
— Если вернуться к самому началу, то придется рассказать о времени, когда никакой компании еще не было. Были инициативные и деятельные сотрудники Вычислительного центра Дальневосточного отделения Академии наук СССР, которые одними из первых в стране смогли получить персональные компьютеры. Ситуация осложнялась тем, что после Олимпиады-80 из-за сугубо политических соображений было введено эмбарго на ввоз в страну подобной техники. Поэтому, когда в Хабаровск привезли две машины IBM PC XT стоимостью около 12 тысяч долларов каждая, все на них только смотрели, стараясь даже не дышать.
Сразу же мы получили возможность решать многие научные задачи именно как программисты, получившие в руки невероятно мощный по тому времени инструмент. С течением времени аналогичные проблемы стали возникать и у других, и к нам стали обращаться за помощью в разрешении сложных и интересных задач такие организации, как Дальлеспром, Сахалинлеспром, Хабаровский и Амурский Агропром и другие. Тогда мы были не только самыми передовыми в крае, но и вообще единственными, поэтому круг решаемых проблем был очень широк — по хоздоговорам мы участвовали в проектах в качестве технических экспертов и программистов и разрабатывали прикладные программы для решения практических задач.
— Основным направлением вашей деятельности является сетевая и системная интеграция. Можно ли сейчас вспомнить о самом первом шаге в этой области?
— Скорее всего, самый первый шаг — это работа с Дальлеспромом в 1988 году. Дело это было совершенно новое, но у нас был очень большой интеллектуальный потенциал. Оборудование было закуплено в Китае, куда мы ездили, разбирались с вопросом, а потом все
привезли, настроили и запустили первую компьютерную сеть в Хабаровске. Потом проекты пошли один за другим — уже вышеупомянутые Сахалинлеспром, Амурский Агропром и так далее.
— Удивительно, что все это происходило, когда в стране полным ходом шли политические преобразования.
— Сложности начались, когда перестройка грянула в полную силу, и Академию наук практически перестали финансировать. Остро встал вопрос не только как помочь другим, а как самим продолжать работу — техника устаревает, вычислительные потребности растут, а финансирование прекращено.
Мы стали вести совместную деятельность с компанией «Сонико», которая предоставила нам необходимые средства на приобретение вычислительной техники. Сложилась уникальная ситуация. Оборудование дорогостоящее, у нас своих денег в таком объеме не было, единственным капиталом стало огромное доверие к нам со стороны наших партнеров. Мы работали с очень крупными предприятиями и всегда оправдывали доверие, поэтому нам, образно говоря, просто давали деньги и ждали, когда мы привезем технику и установим ее. Постепенно мы решили свои проблемы, а дальше, наверное, просто втянулись.
— Как появилось такое необычное название?
— Собственно наше название появилось в течение одного дня. Мы занимались компьютерами и коммуникациями, соответственно аббревиатура от этих слов—«КК»—выглядит очень красиво, но на слух воспринимается не совсем благозвучно. По этой же причине мы не стали называться кооперативом, которым по сути являлись, и возникло название «Фирма 2К». Название оказалось очень непривычным, поэтому легко запоминалось. Не обошлось без курьеза — к 2000 году, через десять лет после основания, в Интернете появились миллионы ссылок на «2К», имевших, правда, к нам лишь опосредованное отношение — мы тогда выступали центром компетенции по проблеме 2000.
— Начало девяностых было не самым благоприятным временем для начала бизнеса?
— Если честно, то мы удержались на плаву только потому, что в компании превалировала интеллектуальная составляющая. Мы предлагали и предлагаем то, что умеем мы, и что не умеют другие. Чистая торговля была скорее средством к достижению поставленных целей, а не самоцелью. Мы занимались тем, что было по-настоящему интересным: решали сложные технические задачи, не особо обращая внимания на торговлю, считая, что корпоративный рынок сам приведет нас к широкому розничному клиенту. Мы работали с крупными солидными предприятиями: Госналогслужба, которой поставили оборудования на миллионы долларов, Налоговая полиция, Региобанк, Промстройбанк, Агропромбанк и другие. Казалось бы, такое количество людей видит компьютеры, видит нашу надежную работу и хорошее отношение, поэтому придут к нам, когда решат купить личный компьютер. Оказалось совсем не так. Там, где мы ставили сети, складывалось вполне ожидаемое отношение — оно работает, не ломается, ну и хорошо, а про нас вспоминали довольно редко, когда что-то выходило из строя, да и то ненадолго, потому что чаще всего ремонт не отнимал много времени.
— Получается, что объем технической поддержки не так уж велик?
— Мы осуществляем техническую поддержку всего поставляемого оборудования. Вообще сам этот термин трактуется двояко: это и текущее техническое сопровождение, и собственно ремонт. Мы обеспечиваем своих клиентов как первым, так и вторым. Прежде чем предложить какое-то оборудование заказчику, мы заключаем соответствующие контракты с компаниями-производителями и осуществляем полноценный сертифицированный сервис.
— Благодаря вам в Хабаровске появляются передовые технологии, которые зачастую имеют единичные случаи применения в рамках всей страны. Что заставляет вас идти на такие шаги?
— Еще в самом начале мы увидели, что можем делать весьма серьезные в интеллектуальном плане проекты. Вообще все новые высокотехнологические решения появлялись в процессе работы. Наши проекты можно условно разделить на две группы. Во-первых, это когда мы хорошо знаем какое-то оборудование и поставляем его клиенту, обеспечивая полную отдачу от оборудования и решая стоящую пред заказчиком проблему. Бывает и по-другому: клиент приходит и ставит задачу, которую ему нужно решить. Мы ищем пути, и часто для этого приходится использовать те технологии, которые только-только начинают появляться.
Пример — наши беспроводные сети. Дальневосточная железная дорога обратилась к нам за помощью в организации сети в терминале порта Восточный. Железнодорожный и морской терминалы были разделены большими портовыми кранами. Провести оптоволоконное кабельное соединение было очень сложно и дорого, требовалось что-то нестандартное.
Пока обсуждалась проблема, мы нашли решение, использованное студентами одного из американских вузов для связи общежитий и корпусов университета друг с другом. Мы изучили оборудование, закупили его и в кратчайшие сроки решили проблему железнодорожников, а потом предложили это решение всем остальным клиентам. Оно оказалось очень востребованным, и сегодня уже беспроводный доступ используют Казначейство, Горводоканал, Региобанк, Далькомбанк, Внешторгбанк и т.д.
Когда мы запустили свою сеть в работу, по всей России их было меньше десятка. Кстати, одним из первых корпоративных решений была сеть ГИБДД.
— С технической точки зрения, вы предлагаете клиентам не столько оборудование, сколько интеллектуальное решение поставленной задачи.
— Совершенно верно, и мы стали первыми в Хабаровске, кто пошел этим путем, хотя были годы, когда мы выживали только за счет торговли оборудованием. Сегодня же значительно выросла доля услуг. По сравнению с 2001 годом, когда спрос на интеллектуальные услуги был очень низким, они приносили компании не более 3 % оборота. В 2003 году этот показатель вырос до 24,5%. Сюда входит и прокладка кабельных сетей, и монтаж, и связь, сервис и техподдержка, как интеллектуальная, так и ремонтная.
Клиенты шли к нам не только потому, что цены наши были низкие, но часто обращались за помощью. Сегодня интеллектуальная новизна ИТ-технологий утрачивается, ситуация уже не такая острая, как раньше. Сейчас сети предлагают даже розничные продавцы. Мы в свою очередь идем в розницу, чтобы увеличить сервисные услуги и наращивать оборот.
— Вы имеете в виду, что ИТ-технологии все более входят в массы?
— Сегодня компьютер как таковой все более становится магазинным товаром, продается в универмагах как обычная бытовая техника. В скором будущем подобное ожидает и сетевое оборудование—компьютерные сети будут такими же естественными, как электропроводка. Поэтому мне кажется вполне нормальным и своевременным, что крупные корпоративные игроки идут в розничную торговлю. Это более естественно, чем, когда компьютеры начнут предлагать продавцы бытовой техники.
— Как получилось, что при таких объемах выполняемых работ средний горожанин даже не подозревает о существовании вашей компании?
— Мы совершенно не занимались саморекламой. Отчасти это упущение, но оно вызвано объективными причинами. Корпоративный рынок нас знал очень хорошо, и в этой области наша репутация шла впереди нас. Неожиданно для себя еще в 2001 году мы попали в число 25 лучших региональных ИТ-компаний России.
Дело еще в том, что средний системный интегратор, каким мы являемся, как правило, себя практически не рекламирует, исключения — специализированные издания. До 1999 года на Дальнем Востоке было всего несколько интеграторов, поэтому в рекламе просто не было необходимости. Мы жили без рекламы, потому что, например, банки и другие организации передавали один другому хорошее мнение о нас. Сейчас же происходит смена поколений. Приходят новые компании, которые знают только то, что на виду, поэтому сейчас самое время заявить о себе и предложить потенциальным партнерам интеллектуальную сервисную поддержку. Это выгодно всем сторонам — мы приобретем новых клиентов, а взамен предлагаем немалый опыт и надежность, проверенную временем и всеми кризисами отечественной экономики. В то же время мы стараемся сохранять и старых партнеров, с которыми вместе пережили эти сложные дни. Из наиболее значимых последних событий следует упомянуть договор, который мы заключили с компанией Kraftway. Она, кроме прямых поставок, заинтересована также в субдистрибуции и розничных продажах. В этом наши желания совпадают как нельзя кстати.
— Значит ли это, что в ближайшем будущем вы откроете розничный магазин?
— Непременно. Возможно, наша серьезная стратегическая ошибка заключалась именно в том, что этому направлению не уделялось должного внимания. Информационные технологии двигает активная молодежь, такие же одержимые ИТ-технологиями, какими были и мы в самом начале. Естественно, они не сидят дома, а пользуются любой возможностью, чтобы заглянуть в компьютерный салон, почитать журналы, а когда вырастают, идут работать именно в те компании, куда бегали смотреть на компьютеры и где их покупали. Так что розницу необходимо развивать. Мы этого были лишены по очень простой причине — при большом количестве корпоративных заказов у нас не было ни времени, ни необходимости заниматься продвижением розничных продаж. Теперь же, когда происходит все более активное внедрение сетевых технологий в повседневную жизнь даже небольших компаний, придется наверстывать упущенное.
— Я уверен, у вас все получится.
Компания «2К» специализируется в области сетевой интеграции и предоставляет клиентам услуги по проектированию и установке локальных сетей, созданию систем бесперебойного электропитания и установке офисных АТС. В компании работает сервисный центр, авторизованный такими вендорами, как APC, CTX, ИВК и Kraftway.
Заметная доля бизнеса компании приходится на госструктуры. В последние годы компания побеждала практически во всех тендерах, в которых участвовала. Среди последних крупных работ «Фирмы 2К» участие в строительстве «Пивоваренного завода «Балтика», модернизация сети УМНС РФ по Хабаровскому краю, проектирование и создание информационных сетей правительства Хабаровского края и регионального центра МЧС. Компания участвовала в поставках в Дальневосточный федеральный округ техники по проектам «Дети России» и «Перепись населения».
Одним из наиболее важных решений, принятых в последние два года, является соглашение с компанией Kraftway.
|
|