|
В №20 газеты мы начали разговор с директором старейшей ИТ-компании Хабаровска «Фирма 2К», являющейся одной из 25 лучших российских региональных ИТ-компаний (по результатам конкурса журнала CRN/RE). С момента своего основания в 1990 году «Фирма 2К» приобрела репутацию ответственного и добросовестного партнера и накопила неоценимый опыт работы в экстремальных условиях отечественной экономики. Сегодня специалисты компании с высоким профессионализмом способны проектировать информационные системы для организаций различного уровня — начиная от крупных компаний с развитой структурой филиалов и заканчивая небольшими фирмами, размещающимися в одном офисе. Сегодня мы продолжаем разговор о секретах успеха компании на ИТ-рынке.
— Александр, что, на ваш взгляд, является самым важным условием успеха в бизнесе?
— В работе любой серьезной компании самое главное — это приобрести и сохранить хорошую репутацию. Подобно тому, как репутация человека складывается из его манеры поведения и стиля, так и компания узнается по своему отношению к клиентам и способу ведения бизнеса.
— А были случаи, когда приходилось жертвовать прибылью ради сохранения репутации?
— Был у нас интересный случай. Мы заключили договор с одной московской компанией, которая работала напрямую с Сингапурским поставщиком и предлагала очень выгодные цены на условии того, что мы совершаем предоплату и ждем поставки в течение трех месяцев. Деньги были получены от заказчика и перечислены поставщику. Дальше оставалось только ждать. За два дня до конца срока мы уже буквально сидели на иголках — деньги были такими, что мы не смогли бы вернуть их, если вдруг что-то случится. Итак, поставщик звонит нам и сообщает, что не может предоставить нам технику по тем ценам, по которым договаривались и возвращает деньги. Мы оказались в ситуации, когда должны выполнить свои обязательства перед заказчиком, но времени осталось совсем мало, а купить в Москве оборудование по тем ценам, что были заложены в договоре с заказчиком, невозможно.
Ситуация закончилась вполне благополучно — мы отправились в Москву почти в полном составе, закупили нужное оборудование по довольно высоким ценам и поставили заказчику в полном объеме и в срок, поэтому он даже не знал о наших трудностях. Мы понесли некоторые финансовые потери, но сохранили репутацию и хорошие отношения с клиентом. Этот случай был, пожалуй, единственным тяжелым моментом и очень многому нас научил. С тех пор нам удавалось избегать подобных ситуаций.
— Это был, наверное, большой и важный клиент?
— Ну, если судить по объему поставок, то да, хотя мы принципиально не делили и не делим клиентов на больших и маленьких. Для нас все важны, потому что растем не только мы, растут и наши клиенты. И те, кто совсем недавно обращались всего лишь за помощью в прокладке кабеля, в скором будущем приходит за более емким решением. Более того, мы не только предлагаем индивидуальный подход к клиенту, но стараемся обеспечить четкую персонализацию, когда клиенту все время приходится иметь дело с одним и тем же менеджером. Это в конечном итоге экономит массу времени, поскольку не нужно каждый раз вводить нового человека в курс дела. Все наши проекты сдаются «под ключ», поэтому совершенно естественно, что на протяжении всего цикла, начиная с анализа имеющейся у заказчика информационной инфраструктуры и составления технического задания и заканчивая сопровождением полностью работающей сети, за исполнением проекта следит один и тот же менеджер.
Аналогичным образом мы подходим к выбору поставщиков и стараемся все время работать с надежными и проверенными партнерами. Хотя и тут бывают казусы. Однажды оказалось, что целая партия мониторов, объемом в несколько сотен штук, в полном составе не прошла заводской настройки параметров, и качество изображения было далеко от идеального. Проблему мы решили, но курьез заключался в том, что в корпусе одного из мониторов обнаружились работающие электронные часы — своего рода моральная компенсация.
— А что-нибудь хорошее в работе было?
— Ну конечно. Вообще, хорошего происходит гораздо больше, просто когда все идет как надо, оно воспринимается как должное. Да и те моменты, когда у нас возникали сложности не по нашей вине, особенно во время кризисов экономики, всегда находился выход. Как правило, приходилось просто больше работать и поддерживать более тесный контакт с партнерами.
— Скажите, а каким вы видите своего идеального клиента?
— Это, наверное, самый большой вопрос. Клиенты все разные, и двух одинаковых в принципе не бывает, и каждый из них важен для нас. Условно я бы предложил три категории. Во-первых, это те, кто не разбирается в вопросе, но доверяют партнеру, при этом часто перепроверяя информацию и постоянно отслеживая ситуацию. При этом на нас ложится дополнительная ответственность за разъяснение применяемого решения, но в целом работать с такими клиентами легко. Во вторую категорию я бы отнес технически грамотных клиентов, которые твердо знают, что им нужно, и они сами готовы нести ответственность за принятые решения. Чаще всего приходится иметь дело именно с такими заказчиками. Всех остальных, пожалуй, можно включить в третью группу. Это люди, которые, прочитав несколько обзорных статей, уверились, что они все знают. Но дело в том, что само по себе знание технических характеристик устройств еще не дает понимания особенностей их совместной работы, последовательности их установки и других деталей, без которых невозможно собрать разрозненные элементы в мощную вычислительную сеть. При малейшей нестыковке эти клиенты возвращаются к нам и обвиняют в поставке некачественных комплектующих. Единственный выход в такой ситуации — это на виду у клиента собрать все в систему и заставить работать как должно. Вот с такими заказчиками работать крайне сложно.
— Что самое сложное при работе с клиентом?
— Сохранить хорошие отношения. Мы очень дорожим нашими заказчиками, поэтому стараемся не допускать сбоев, которых очень много и при нормальной работе — где-то подвел поставщик, в другом месте груз потерялся в пути и нашелся только через месяц. Хотя в конечном итоге мы всегда находили разумный компромисс.
Самым сложным был договор с одной организацией, где настаивали на строго определенном типе оборудования. Часть оборудования была совершенно эксклюзивной и дорогой, крайне редко востребованной, поэтому все детали и сроки были изложены в договоре, и мы приступили к работе. Однако примерно на полпути в организации захотели построить решение на другом программном обеспечении, которое требовало под себя совершенно иное оборудование. В итоге на нас попытались переложить ответственность за сложившуюся ситуацию. Нашей главной ошибкой здесь как раз и была излишняя щепетильность, поскольку мы старались не вмешиваться в тот вопрос, который находился за границами нашего договора, имеется в виду программное обеспечение, хотя можно было изначально настоять на комплексном решении.
С тех пор мы очень тщательно прорабатываем все проекты и стараемся предусмотреть в том числе и случай, когда заказчик может решить что-либо поменять по ходу дела. Хотя тот случай был исключением, потому что руководители ИТ-отделов организаций, как правило, очень грамотные и квалифицированные специалисты, с которыми приятно работать.
— В какой мере новые технологии востребованы у нас в городе и крае?
— Востребованы, и интерес к ним постоянно растет. Они позволяют и производительность труда повысить, и деньги сэкономить. Но главное все же то, что возникающие сегодня у клиента задачи без применения современных информационных технологий решить бывает либо вообще невозможно, либо очень сложно, причем решение не всегда однозначно. В каждом случае главным является не конкретное оборудование, или используемая технология, а то комплексное решение, которое мы предлагаем заказчику.
— Случалось ли выполнять непрофильные проекты?
— Как таковых непрофильных проектов у нас не было, все они так или иначе связаны с ИТ-технологиями, хотя определенное разнообразие конечно присутствует. Есть вещи, без которых мы могли бы вполне обойтись, однако занимались ими, потому что это было интересно. Например, мы участвовали в различных федеральных программах. Иногда они были довольно простыми, как поставка компьютеров с программным обеспечением 1С в бухгалтерии школ города. Некоторые из них были очень большими и распределенными, так что приходилось работать в команде с другими компаниями. Самым ярким примером, наверное, является создание единой компьютерной сети межрегиональной налоговой инспекции №3. Проект включал в себя и компьютеры, и серверы, и локальные сети, и даже спутниковую связь, потому что некоторые объекты расположены в таких отдаленных местах Дальнего Востока, что даже самолетом долететь не всегда возможно.
Совсем недавним примером является поддержка школьного книгоиздания по гранту НФПК (национального фонда подготовки кадров). Там мы участвовали в создании информационной системы, обеспечивающей упорядочение процесса школьного книгоиздания. При нашем непосредственном участии была создана единая информационная база регионального сегмента, которая доступна всем желающим через Интернет. Теперь можно посмотреть, какие учебники издаются в Хабаровском крае, посмотреть федеральный перечень учебников, проследить преемственность разных учебников, что крайне важно при сегодняшнем изобилии учебной литературы.
Из ИТ-компаний мы были единственными участниками этого проекта и очень органично перешли в следующий подобный проект, над которым работаем в настоящее время.
— Получается, что вы кроме системной интеграции еще и разрабатываете Интернет-сайты?
— Мы предлагаем клиенту комплексное решение. В том случае, когда для его полноценной реализации требуется сделать Интернет-сайт, мы его создаем и в дальнейшем осуществляем его сопровождение.
— Вы успеваете за темпом развития ИТ-технологий?
— Современный мир меняется очень быстро. Чтобы не отстать от жизни и от конкурентов, необходимо постоянно опережать свое время. Мы предлагаем решения управляемые и масштабируемые, имеющие высокую производительность и устойчивость к отказам. Поэтому наши проекты актуальны сегодня и будут работоспособны завтра, когда возрастут потребности и объем перерабатываемой информации. Такие решения соответствуют международным стандартам и сохраняют вложенные в них инвестиции. Каждый завершенный и сопровождаемый нами проект приводит к накоплению и обобщению опыта, который мы используем при решении новых задач.
На сегодняшний день «Фирма 2К» авторизована такими мировыми производителями, как 3Com, APC, Canon, Cisco, CTX, D-Link, Gigabyte, Intel, Lexmark, Maxtor, Microsoft, Mitsumi, Novell, Seagate и Zixel. Прочные контакты с ведущими производителями и поставщиками цифровой вычислительной техники и программного обеспечения позволяют компании сохранять стабильность в меняющемся мире. Связь с клиентами осуществляется на ежегодных специализированных семинарах, проводимых совместно с вендорами, где можно узнать о состоянии и тенденциях развития информационных технологий и быть в курсе последних событий в области сетевых решений.
Сетевая интеграция как основное направление деятельности компании включает в себя проектирование и монтаж кабельных сетей, в том числе создание систем бесперебойного электропитания. Характерные задачи, которые приходится решать, — это создание локальных вычислительных сетей (LAN), объединение локальных вычислительных сетей нескольких офисов, находящихся в одном здании или в разных частях города или региона в распределенные сети (WAN). Кроме того, это создание структурированных кабельных систем (CKC/SCN), установка офисных АТС, поставка и сопровождение разнообразного оборудования и программного обеспечения, а также гарантийное и послегарантийное обслуживание.
|
|